Первые студенты ГИТИСа из Коми

 

В Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) им.А.Луначарского в Москве была открыта коми студия. Учебу первых студийцев прервала война.

Они добровольцами ушли на оборону Москвы. Группа артистов вместе с педагогом А.Тункелем вернулась в Сыктывкар, где и закончила учебу. Среди них были:

Глафира Сидорова, Василий Леканов, Юлия Трошева, Софья Ростиславина, Василий Рассыхаев, И.Н.Суханов, А.И.Трошев, Т.Н.Кобжув, М.С.Дьяконова, Р.А.Мысова, Н.Н.Турубанов, А.К.Рыжков, В.С.Попов и др.

В годы войны коми театр в тесном содружестве работал с русской труппой, в которую входили Николай Шамраев, Игорь Кривошеин, Т.Дальская, Н.Суркова, А. Эманин.

С фронта не вернулись многие артисты. Среди них В.Выборов, С.Пылаев, А.Кузнецов, В.Фролов, А.П.Ситкарев, Н.Князев, Г.Бабинов и др.

 

Актеры-первые выпускники ГИТИСа (1938-1945 г.)

 
В.Н.Рассыхаев, Г.П.Сидорова

Н.Н.Турубанов

В.Д.Леканов
 
 
С.С.Ростиславина

Ю.И.Трошева

Т.Н.Кобжув
 
 
И.Н.Суханов
 
 

 

Рыжков А.К.
 
 
 
 
  Верхний ряд: Кривошеина, Ростиславина С.С., Поповцева Н.К., Трошева Ю.И.,
Дьяконова М.С., Иванова М., Сидорова Г.П.
Нижний ряд: Турубанов Н.Н., Кобжув Т.Н., Коплева Мила, Коняев Алексей
 


 

Актеры русской труппы Коми театра

 
Т.А.Дальская


Н.Н.Шамраев


И.Н.Кривошеин

Эманин
 


 

Театр в 1940-1945 г. (из воспоминаний С.И.Ермолина)

"В годы Великой Отечественной войны наш творческий коллектив все свои усилия направил на раскрытие лучших советских пьес, отражающих героическую борьбу советского народа. В репертуар театра вошли "Фронт" Корнейчука, "Русские люди" Симонова, "Нашествие" Леонова и другие.

В эти годы я осуществил, впервые в своей жизни, сложный и глубокий образ русского патриота- интеллигента Таланова в пьесе Леонова "Нашествие".

В работе над ролью мне сослужило службу мое пристальное наблюдение за людьми, подобными Таланову, а в решении внешнего рисунка образа многое было навеяно воспоминаниями о моем учителе Буткине, в котором деликатность и мягкость в отношении к окружающим сочеталась с большой силой воли и непримиримостью."

Из Энциклопедии Республики Коми

1943 год. При Коми республиканском театре была создана своя актерская студия (художественные руководители Г.Мирский, Н.Дьяконов, Н.Шамраев).

1947 год. Закончила студию и пришла в коллектив талантливая молодежь. Эраст Попов, Михаил Красильников, Галина Лыткина, Клара Леканова, Леонард Ильчуков, Э.Колмакова, Т.Михеева, В.Худяев, Ф.Мысов, Н.Частухин, Н.Фролов.

Некоторые артисты, работающие в Коми, окончили другие театральные училища. Светлана Горчакова и Л. Мальцева учились в Ярославле. Были и выпускники Уфимского театрального училища и Московского высшего театрального училища им.Щукина.

 

Первые выпускники актерской студии при Коми театре (1947 г.)

 

 

 


 

 
Г.А.Мирский
- художественный руководитель Коми студии

Н.Частухин, Н.Фролов

К.Леканова
 
 
М.А.Красильников

Рыжков А.К.
 

 

 
Верхний ряд: Лыткина Г.П., Сидорова Г.П.
Нижний ряд: Трошева Ю.И., Попова Э.В., Кобжув Т., Поповцева Н.К.
 


 
 

Степан Иванович Ермолин проработал
артистом 30 лет (1931-1961 годы)

 

  • Сыграл более 150 ролей на коми и русском языках
     
  • Награжден орденом "Трудового Красного знамени" и медалью "За доблестный труд в ВОВ"
     
  • Удостоен званий "Народного артиста Коми АССР" и "Заслуженного артиста РСФСР"
     
  • Умер как великий артист - на сцене своего любимого театра
     
 


 

Из воспоминаний С.И.Ермолина


"Играл я самые разнообразные роли. Среди них:
 
Миллер в "Коварстве и любви" Шиллера,
Осип в "Ревизоре",
Яичница в "Женитьбе" Гоголя,
Василий Мотыльков в "Славе" Гусева,
Ишин в "Земле" Н.Вирты,
Караулов в "Чужом ребенке" Шкваркина,
Царев в пьесе "Шел солдат с фронта" Катаева,
Шпион Келлер в "Очной ставке" Бр. Тур и Шейнина,
Панталоне в "Слуге двух господ" Гальдони,
Василий в пьесе "Ленин в 1918 году",
Шадрин в "Человеке с ружьем" Н.Погодина,
Сафонов в "Русских людях" К.Симонова,
Мирон Горлов во "Фронте" Корнейчука,
Таланов в "Нашествии" Леонова,
Иван Коломийцев в "Последних" М.Горького,
Шульга в "Молодой гвардии"
и другие."


"Немало ролей сыграл я в национальных пьесах драматургов коми. В пьесах, написанных мною совместно с Н.Дьяконовым:
 
Егора в "Глубокой заповеди",
Петра в "Воронах",
полковника Витковского в "Усть-Куломском восстании",
Омегу в "Домне Каликовой",
Зарни Алексея в пьесе "В дни войны",
 
Мирона в "Границе" Заболотского,
Мудреца в "Золотом слове" в пьесе В.Юхнина,
охотника Нестора в пьесе "В предгорьях Тимана"
Г.Федорова и другие."

 

"Воплощая на сцене образы из пьес нашей национальной драматургии, все мы - актеры - часто сталкивались с известными трудностями, вызванными тем, что сплошь и рядом эти образы были написаны молодыми неопытными авторами. Работая совместно с драматургами, мы старались сделать эти образы живыми, правдивыми.

Мне довелось сыграть в национальных пьесах самые разнообразные роли: старого лесоруба Егора в "Глубокой запани", командира Красной армии Омегу в "Домне Каликовой", семидесятилетнего колхозника бригадира Алексея в "Дни войны", прозванного из-за своей доброй души и мягкого характера "Зарни", что по-коми означает "золотой".

Особенно дорогим был для меня охотник Нестор в пьесе Г.Федорова "В предгорьях Тимана". Скрывшийся в лесной глуши, вдали от человеческого жилья, этот старый охотник вначале очень насторожено отнесся к советским геологам, вторгшимся в глухие лесные дебри. Постепенно он свыкается с дружным коллективом советских разведчиков и, наконец, делается участником большого государственного дела, помогает найти богатые залежи нефти."

"Конечно, наряду с удачами были и неудачи. Вначале мне очень трудно давалась работа над западной классикой. Помню свои мучения в студенческой работе с образом Панталоне. Очень далеким и непонятным был для меня этот мир, населенный персонажами итальянской комедии масок, с танцами, поклонами, переодеваниями и т. д.

Но постепенно, шаг за шагом, мне удалось найти в Панталоне близкие и понятные мне черточки, а от дета- лей перейти и к целому.

Русскую классику я всегда любил. Особенно увлекала меня работа над образами Дикого в "Грозе" и Ивана Коломийцева в "Последних". Черты самодурства Дикого, его властность, желание казаться больше и важнее, чем он был на самом деле, подсказывали мне острый внешний рисунок роли. Я представлял себе Дикого очень большим, тяжелым и сильным, готовым в любую минуту раздавить неугодных ему под тяжелым кованым сапогом. Но какая дремучая темнота и вековое невежество скрывались за этим внешним "величием"!"

"Самой значительной своей работой считал роль Шадрина в "Человеке с ружьем". Этот спектакль был событием для всего нашего коллектива, так как в нем впервые на сцене коми театра были воплощены образы великих вождей - В.И.Ленина и И.В.Сталина. Шадрин привлекал меня своей простотой и задушевностью.

Я очень ярко представлял себе этот образ простого русского солдата, поверившего в великую правду большевиков. Вся его внутренняя душевная перестройка, его приход к большевикам и рост от солдата царской армии до советского командира очень правдиво и верно раскрыты в пьесе Н.Погодина."

Из записей в дневнике С.И. Ермолина

"13 февраля 1941 года. Встал в 5 часов утра, приятно волнуюсь. Сегодня вечером сдаю "Человека с ружьем". Первая большая и ответственная роль на русском языке. Поработано не мало. Какие-то будут результаты?

26 февраля 1941 года. Победа! 9 раз играл "Человека" при переполненном зале. Зритель волнуется, но принимает от всей души. Расту выше на каждом спектакле. Добьюсь признания до Юбилея! Я верю зрителю, а не этим : закулисным, они рады угробить. Зритель в моих руках! В этом все!"

"Человек с ружьем"
Радиопостановка спектакля

 

 
С.Ермолин в роли солдата Шадрина. П.Мысов в роли Ленина.


 

Из воспоминаний С.И.Ермолина


"В конце сороковых годов я сыграл
Макара Дубраву в одноименной пьесе,
Тимофея Ильича Тутаринова в "Кавалере золотой звезды",
Семена Пирогова в "Свадьбе с приданным" Н. Дьяконова,
попа Павлина в "Егоре Булычеве"

 

Роли конца сороковых

 
Макар Дубрава
 
Тимофей Ильич Тутаринов

 

 
Семен Пирогов
 
Поп Павлин


 

Основные роли последнего десятилетия

 
 

 

 
 

 

 
 

 

   
 

 



 

Учитывая заслуги
Степана Ивановича Ермолина
в развитии Коми национального искусства, Правительство Республики Коми приняло решение увековечить память писателя, драматурга и актера, и установить мемориальную доску по адресу ул.М.Горького, д. 2.


 

... (продолжение)